Прокуратура информирует
Нечаянно разбил товар в магазине – обязан ли я за него платить?
Услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются каждый день представители всех слоев общества. Самообслуживание позволяет потребителю самостоятельно выбрать, сравнить, ознакомиться с качеством товара. Однако, нередко возникают случаи, когда, совершая покупки, потребитель своим случайными (неумышленными) действиями разбивает стоящий на полке товар. Как правило, в данной ситуации продавец требует от потребителя оплаты разбитого товара.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса Российской Федерации порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения и, соответственно, ответственность данного риска несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку потребитель на тот момент, когда случилось данное происшествие, еще не успел приобрести указанный товар, то его собственником являлся магазин. Следовательно, выставляя на полки (витрины) товар, магазин несет риск его случайной гибели, в связи с чем, сотрудники магазина не вправе требовать от потребителя оплаты ненамеренно испорченного товара.
Однако необходимо помнить, что в соответствии со ст. 1064 ГК РФ умышленные действия по порче и уничтожению имущества, принадлежащего юридическому лицу, влекут возмещение вреда в полном объеме.