Прокуратура информирует
О направлении региональным оператором по обращению с ТКО ПКГУП «Теплоэнерго» квитанций на оплату коммунальной услуги
О направлении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго» квитанций на оплату
коммунальной услуги
Прокуратура Ординского района по вопросу обоснованности направления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго», квитанций на оплату коммунальной услуги по вывозу ТКО, разъясняет следующее:
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч.1 ст.24.6).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (ч.2 ст.24.6).
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч.1 ст.24.7).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч.2 ст.24.7).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч.4 ст.24.7).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч.5 ст.24.7).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно п.4 которых обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован разделом 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами:
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4) Правил обращения с ТКО);
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 8(17) Правил обращения с ТКО).
На территории Пермского края Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 307-п, согласно которым:
договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 4.3);
региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю, твердые коммунальные отходы которого образуются и места накопления и сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с потребителями (п. 4.4);
договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 4.5).
Согласно ч.1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (ч.2 ст. 437 ГК РФ).
02.11.2018 с ПКГУП «Теплоэнерго» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 на основании публичного договора, типовая форма которого размещена на сайте регионального оператора ПКГУП «Теплоэнерго», региональным оператором ПКГУП «Теплоэнерго» населению оказывается услуга по обращению с ТКО.
Оказание услуги производится ПКГУП «Теплоэнерго» в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу вышеприведенного законодательства, в случае если потребитель не направлял региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы, обязательство об оплате оказываемых региональным оператором услуг возникло у потребителя с 01.01.2019, на основании публичной оферты. Выставление региональным оператором квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО не является вымогательством денежных средств у потребителей.
В свою очередь, ПКГУП «Теплоэнерго» обязано отслеживать качество работ подрядчиков по сбору и вывозу мусора для населения и предприятий. Региональный оператор несет полную ответственность за сбор и утилизацию мусора и обязан реагировать на претензии потребителей по поводу некачественной транспортировки мусора.
В силу федерального и регионального законодательства на регионального оператора ПКГУП «Теплоэнерго» возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. При наличии состоявшейся публичной оферты на оказание услуг по обращению с ТКО, получение в силу закона обязанным исполнять функцию по обращению с ТКО оператором ПКГУП «Теплоэнерго», персональных данных потребителей от лиц, не являющихся субъектом персональных данных, в отсутствие оформленного согласия на предоставление персональных данных, не противоречит действующему законодательству.